graf_orlov33

Category:

ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ СИНАИТ

О ПРЕЛЕСТИ


Смотри, я хочу, чтобы ты  точно знал о прелести, остерегался ее и чтобы, водимый неведением,  крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор  человека (произволение наше) легко склоняется к сообществу с невидимыми  врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими.  Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы (невидимые духи)  обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и  [приготовляют] рвы падений, так как [душевный] город их – ещё под  властью иноземцев. И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных  обольщен, или впал в исступление ума (заблуждение), или принял и  принимает прелесть, или принял на ум себе чуждое истины, или говорит  неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об  истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в  состоянии правильно различить, как обстоит [то или иное] дело.
И нет  ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих  трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь  и прежде.

Память о Боге, или с сокрушением сердца умная молитва,  выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой  добродетелей. Но безстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто  исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет  попущено [свыше], легко умерщвляется теми – разумею демонов, – так как  самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется  тщеславно к достижению искомого преждевременно. Сжаливающийся над людьми  Господь, часто обращая внимание на то, как мы дерзки (велики в  собственных глазах), не попускает нам преждевременно быть испытываемыми,  чтобы каждый, познав свое самомнение, возвратился [к смиренному  подвижничеству] сам и прежде чем стал позором и насмешкой для демонов и  плачем для людей, особенно когда кто ищет этого дивного дела с  долготерпением, смирением и более всего с подчинением и спрашиванием  опытных, чтобы незаметно вместо пшеницы не пожать терния или горького  вместо сладкого и вместо спасения не найти бы погибели.

Сильным и  совершенным свойственно одним всегда бороться с демонами (вести  внутреннюю брань) и против них непрерывно простирать духовный меч,  которым служит слово Божие (см.: Еф. 6, 17). Немощные же и  новоначальные, как крепостью, пользуются благоговейным бегством, со  страхом избегают единоборства и, не отваживаясь на него преждевременно,  этим спасаются от смерти. Ты же, если, успешно подвизаясь, ожидаешь быть  с Богом, никогда не принимай чего-либо чувственного или духовного,  представляющегося вне или внутри [тебя], хотя бы то образ Христа, или  по-видимому ангела, или облик святого, или [хотя бы] в уме просвечивал и  мечтательно напечатлевался свет.
Ум и сам по себе имеет природную  способность к мечтаниям. Он легко может строить образы того, чего  домогается у невнимающих тщательно этому и тем самым себе причиняет  вред. Такое воспоминание доброго и злого обычно внезапно формирует  умственные образы и ведет к мечтательности. Отсюда подвизающийся  произвольно становится мечтателем, а не безмолвником. Потому будь  внимателен, не веришь ли ты чему-либо в силу быстрого увлечения, прежде  вопрошания и многого исследования, хотя бы то казалось добрым, чтобы не  получить вреда. Всегда оставайся негодующим на мечтания, сохраняя свой  ум постоянно безцветным, безвидным и безформенным.
Часто многим  причиняло вред и посланное Богом к испытанию для венца. Наш Господь  желает испытать, куда склоняется наш свободный выбор. Но усмотревший  что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без [совета] опытных,  пусть [явление и было] и по воле Божией, легко прельщается или  прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно.  Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как  необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения  страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание  прелести не примет [знамений] от Него без спрашивания [опытных] и  многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на  некоторых и негодовал. Впрочем, спрашивать надлежит не всех, но одного  того, кому вверено управление другими, кто блистает жизнью и, будучи, по  Писанию, бедным, многих обогащает (см.: 2Кор. 6, 10).
Было немало  неопытных руководителей, повредивших многих неразумных, за которых по  смерти им придется держать ответ. [Право] руководить других принадлежит  не всем, но лишь тем, которым дано божественное рассуждение, или, по  апостолу, различение духов (1Кор. 12, 10), разделяющее мечом слово  худшее от лучшего.
Каждый обладает своим разумом и естественным  деятельным или научным рассуждением, но не все [имеют] духовное  [рассуждение]. Поэтому премудрый Сирах сказал: Живущих с тобою в мире да  будет много, а советником твоим – один из тысячи (Сир. 6, 6).
Не  мал труд – найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в  делах, ни в размышлениях. Чужд ли кто прелести, это выясняется в том,  имеет ли он на деятельность и на ее понимание свидетельства от  Божественных Писаний, смиренномудрствуя в том, о чем ему надлежит  рассуждать.
Отчетливо же постигнуть истину и быть чистым от  несовместимого с благодатью – труд не малозначительный, потому что  диаволу обычно показывать свою прелесть в виде истины, особенно  новоначальным, и преобразовывать свое коварное в духовное. Вследствие  этого усердно стремящийся в безмолвии достигнуть чистой молитвы должен  идти к своей цели путем совета с опытными и в великом трепете и печали,  непрерывно оплакивая собственные грехи, скорбя о них и страшась адского  мучения, отпадения от Бога и разлучения с Ним теперь и в будущем веке.  Когда диавол увидит кого-либо живущим в плаче, то не медлит там,  опасаясь смирения, производимого плачем. Если же кто с самомнением  мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное  желание, то такового, как своего служителя, сатана безпрепятственно  опутывает своими сетями и омрачает. Потому хранение в молитве плача  является величайшим оружием против того, чтобы от радости молитвы не  впасть в самомнение, но, избрав себе в удел утешительную печаль,  соблюсти себя невредимым.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Ныне миром правит прелесть и самомнение возросшие до крайности и  возведенные в высочайшую степень (собственные мысли стали идолищем, а  истины Божии ничего не стоящим хламом). Весь апостасийный мир погружен в  блевотину прелести бесовской, возлюбив подсунутое слева зло, будто  благ. Это непременно обернется бумерангом и удар будет сокрушительным и  страшным...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened