graf_orlov33

Categories:

«Убойся лицемерия!..»

арх. АВЕРКИЙ ТАУШЕВ 

Так взывал, обращаясь к  нам, православным русским людям, еще слишком сто лет тому назад, наш  отечественный подвижник и наставник духовной жизни свят. Игнатий  (Брянчанинов), в заключении своего замечательного труда под названием  «Отечник».
«Убойся лицемерства» – писал он, – «во-первых, в себе  самом, потом – в других: убойся именно потому, что оно – в ХАРАКТЕРЕ  ВРЕМЕНИ и способно заразить всякаго при малейшем уклонении в  легкомысленное поведение.»

Конечно, «лицемерство»,  или лицемерие, всегда было одним из главных нравственных недугов  падшего человечества, и мы знаем, как с особенной силой обличал в нем  Господь Иисус Христос современных Ему книжников и фарисеев, но оно, по  предречениям святых подвижников, о чем и учит святитель Игнатий, должно  стать, а, видимо, уже и стало, самой характерной чертой НАШЕГО ЛУКАВОГО  ВРЕМЕНИ – «последняго времени», каковым еще в предреволюционные годы  считали его все великие столпы нашей Российской Церкви, как Митр.  Филарет Московский, Еп. Феофан Вышенский, Еп. Игнатий и особенно – св.  прав. Иоанн Кронштадтский.

«Ныне почти нет истиннаго  благочестия», – приводит свят. Игнатий слова св. Тихона Задонского,  сказанные еще раньше, – «ныне – одно лицемерство». И действительно сама  жизнь свидетельствует о том, как все более и более прогрессирует  ЛИЦЕМЕРСТВО в жизни людей по мере приближения к неизбежному и  неотвратимому концу всего. Все меньше и меньше остается людей честных и  искренних, которые показывают себя такими, каковы они суть на самом  деле...

Прежде – человека, более или менее, сразу было видно, чем  он дышит и как он настроен: честный он или преступник, с которым опасно  иметь дело. А теперь – на каждом шагу фальшь, лукавство и обман во  всем: в мыслях, в словах, в поступках, во всем поведении.
На словах одно, – а на деле совсем другое!
Поверишь  человеку, его честности, его правдивости, его искренности, а потом –  переживаешь жестокое разочарование: оказался он совсем не таким, каким  представлялся... Теперь нередко бывает, что под прикрытием  православности, набожности, патриотизма и других возвышенных идей и  настроений скрывается лишь преследование собственных корыстных интересов  и даже – совсем грязные дела.

В прежние времена, когда люди  грешили, они делали это более или менее откровенно, часто открыто для  других, и все это видели и знали, и давали каждому греху надлежащую,  правильную оценку. Теперь не так! В наше время, греша, весьма искусно  прикрывают свой грех всевозможными благовидностями, «пуская пыль в  глаза», обманывая и себя и других.
Сколько всевозможных оправданий и самооправданий придумано грешащими в наши дни – и не счесть!

И  получается: грех не в грех! На каждый грех найдется основательное  хитроумное объяснение, которое многих способно поставить в тупик: да и в  самом деле, может быть, никакого греха тут и нет, и все в порядке.

Да  и общие нравы теперь стали таковы, что многое, еще недавно считавшееся  грехом, больше как грех не разсматривается или считается «простительной  слабостью». Кто, например, в наше время серьезно считает грехом блудный  образ жизни или супружескую измену? В прежние времена – мы не говорим  уже о Ветхом Завете, когда за эти грехи полагалось наказание смертью –  от таких людей все отвращались, руки им не подавали.
А теперь?
Не  их ГРЯЗНЫЕ ДЕЯНИЯ, а, наоборот, ОСУЖДЕНИЕ ЭТИХ ДЕЯНИЙ считается  «грехом», причем вспоминают еще при этом и слова Христовы: «Не судите,  да не судимы будете» (Матф. 7, 1), криво их понимая и толкуя.

Тот  же самый злостный недуг лицемерия проявляет себя и в таких больших и  важных проблемах, как отношение Церкви и верующих к богоборческой  государственной власти, как отношение нас, православных, к инославным,  иноверцам и атеистам. Духом ужасающего, леденящего душу лицемерия  проникнуты эти взаимоотношения в атеистических государствах  современности. Тот же дух лицемерия в так называемом «экуменическом  движении», которое всякую духовно-здоровую, чистую душу отталкивает от  себя своей фальшью, слащавой, ДЕЛАННОЙ, МНИМО-христианской любовью, во  имя которой должна быть почему-то попрана Истина (тоже точь в точь  происходит и тихоновщиной, антониевщиной и МП РПЦ - прим.).

Наблюдая  современную жизнь, нельзя не придти к заключению, как прав был св.  Игнатий (Брянчанинов), еще более ста лет тому назад сказавший:  «Лицемерство – в ХАРАКТЕРЕ ВРЕМЕНИ и способно заразить всякаго при  малейшем уклонении в ЛЕГКОМЫСЛЕННОЕ поведение» («Отечник»).

Здесь  указана еще одна важная черта: «легкомысленное поведение». Вот это  весьма важно знать и помнить: легкомысленное поведение способствует  впасть в лицемерие. И как это оправдывается самой жизнью: никогда еще  ЛЕГКОМЫСЛИЕ так не процветало, как в наше время – время почти полного  изсякновения серьезного отношения к жизни, к делу спасения своей души,  время увлечения легким времяпрепровождением в одних чувственных  удовольствиях и наслаждениях. Где теперь серьезные занятия, серьезное  размышление, серьезное чтение? Все заменено пустыми, пошлыми зрелищами –  даже самый интимный домашний очаг отравлен ими в виде так называемой  «телевизии», около которой просиживают, не отрываясь целыми часами, и  взрослые и дети, оскверняя свои души тем, что там показывается. А ведь  это изобретение само по себе замечательное, и сколько оно могло бы  принести пользы при другой постановке, при других запросах.

Итак:  легкомысленное поведение естественно приводит к лицемерию. И это  понятно и естественно: пустой, легкомысленный человек сам стыдится своей  пустоты, своего легкомыслия, и стремится прикрыть эту свою внутреннюю  пустоту от других людей чем-то фальшивым, напускным, то есть прибегает к  лицемерию, желая показать себя каким-то другим – лучшим, чем он есть на  самом деле.
Вот, где обильный источник столь сейчас распространившегося среди людей лицемерия!
Но страшная участь ожидает лицемеров.

Еще в Ветхом Завете было сказано, что «надежда лицемера погибнет» (Иов. 8, 13).

А  в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос многократно изрекал « Горе  «лицемерам, обвиняя постоянно в грехе лицемерства иудейских книжников и  фарисеев и говоря:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Матф. 23, 13 и др.).
Раба,  который не ожидал прихода господина своего, в евангельской притче,  господин, придя «в день, в который он не ожидает, и в час, в который не  думает, разсечет его и подвергнет его одной участи с лицемерами; там  будет плач и скрежет зубов» (Матф. 24, 50–51).

Своих учеников Господь Иисус Христос неоднократно предостерегал от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лук. 12, 1).

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Страшное лицемерие царит в синагогально эмпешкинской среде. Орут за  своего экумениста полуобновленца патр. Тихона белавина, не выдвигая ни  малейших доказательств своей правоты. Это они почитают за ревность по  Бозе. И так во всем. Разве это христианство?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened