graf_orlov33

Category:

Вторая беседа Пастырей с от. Иоанном происходила в Сарапуле в 1904 г.

«Я  очень рад, - сказал о. Иоанн, - видеть вас и беседовать с вами;  благодарю вас, что собрались вы сюда, а тех, кто сегодня сослужил мне  при совершении литургии, благодарю за общую молитву.
Ничто  так не одушевляет человека в каком угодно деле, как сознание общения,  общности в дружной работе. И в Божием деле, в служении ближнему особенно  тяжело переживать чувство одиночества. Правда, мы все живем в Святой  Церкви, со всеми отшедшими от мира праведниками Божиими, но и на земле  необходима нам помощь от братии наших и духовная, молитвенная, и в самой  жизни. Поэтому особенно и благодарю вас за ваше сочувствие, оно  говорит, что все мы делаем одно дело.
У вас, братия, мои сослужители,  несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение так ездить по  всей России, молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть  может, кто-нибудь назовет это дерзостью... Но я не решился бы, братия,  на такое великое дело, если бы не был зван к нему свыше... Дело было  так. Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У  меня и тогда была уже такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я  стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа  исполнения над болящим Его Святой воли. Но неожиданно приходит ко мне  одна старушка (родом костромичка), которую я давно знал. Она была  богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь  по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование.  Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о  болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти  испугался: «как я могу - думал я - иметь такое дерзновение?» Однако, эта  старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я  исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю  Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И  Господь послал ему милость Свою - он выздоровел. Я же благодарил Господа  за эту милость.


В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я  тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел Волю БОЖИЮ, новое себе  послушание от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить. И теперь я  и сам знаю и другие передают, что исцеления по моей молитве  совершаются. Особенно поразительны исцеления бесноватых, всегда страшно  страдающих. И бывали случаи, что иногда приводят такого одержимого злым  духом, изрыгающего хулы и в то же время говорящего, очевидно,  бессознательно и вполне бессвязно. А по прочтении мною над ним молитв  больной делается радостным, покойным, принимает покойно Св. Тайны, от  которых ранее всеми силами старался уйти. И замечательно, что такие  больные ничего почти не помнят из того, что они говорили в состоянии  беснования. Ясное дело, что они говорили чью-то не свою волю, волю  противную воле Божией - бесовскую.
Часто бесы долго удерживают власть  над больными, ими одержимыми, долго сопротивляются. Тогда больные  произносят слова: «мы застарелые, мы давно получили над ним (т. е.  больным) власть»... Но сила Божия, которой трепещут бесы, их побеждает. О  своем душевном состоянии могу я вам сказать, что исполняю древнее  великое правило: познай себя самого. Это собственно содержание и всей  моей жизни: и доселе я не перестаю «познавать самого себя». Через это я  познаю свою безпомощность во всех отношениях, а это меня заставляет  смиряться.
Правда, все что я делаю доброго, то делаю по милости  Божией. А помощь Божию я на себе вижу во всем и считаю себя  нерадивейшим, худшим из всех пастырей русских, потому что, если бы эти  Божий дары, мною получаемые, были у кого-нибудь другого, он сделал бы  добра гораздо больше, чем я.
Постоянное изучение своей природы  заставляет меня быть и постоянно осторожным и постоянно просить у Бога  благодатной помощи для очищения от грехов. И это же знание своих  человеческих немощей заставляет меня и помогать другим, и молиться за  них, сочувствовать, прощать и т.п.
Особенно для меня ценно изучение  своей человеческой природы, потому что через это я познаю главные  свойства Божии; я на себе познаю, я испытал, насколько Господь наш  милосерд, долготерпелив, всемогущ, в помощи нам скоропослушлив: Он  источник нашего здравия душевного и телесного, душевной чистоты,  духовных сил.
Но я, братие, - продолжал батюшка - я не веду  аскетического образа жизни. Не подумайте, что это я считаю чем-либо  достойным подражания, нет, быть может в моей деятельности было бы и  гораздо более успехов, если бы я устроил жизнь с более аскетической  обстановкой. Но условия моей службы лишали меня возможности быть  аскетом. Я читаю газеты, но часто жаль бывает потерянного времени. Много  там пишут лишнего, совершенно безполезного. Но вот что я всегда  неотменно читаю - Каноны, которые положено читать ежедневно на Утрене.  На этом чтении, можно сказать, я воспитывался в Церковной жизни. И какое  безконечно глубокое содержание заключается в этих Канонах, в этих  ежедневных воспоминаниях о великих праведниках, об их святой жизни, о  подвигах! Через это чтение душа мало-помалу привыкает к Церковной жизни,  к церковным воспоминаниям, мало-помалу проникается настроением тех  людей, которых ублажает святая Церковь, просветляется, перестает быть  САМОЗАМКНУТОЮ: делается сильною в борьбе с грехом. И стоит кому-либо это  чтение Канона положить за ежедневное правило, как он будет ежедневно  подниматься в духовном отношении, восходить от силы в силу.
Но  особенно я люблю читать Священное Писание обоих Заветов. Я не могу жить  без этого чтения. Сколько тут содержания. Сколько открыто законов жизни  души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению,  может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в  доброго. Особенно Святое Писание необходимо проповеднику. Здесь  неисчерпаемая тема для проповедей: только сумей сам назидаться и других  назидать.
Вот, братие, что Господь велел мне вам сказать, -  задумавшись произнес батюшка. - Я заранее не обдумывал, что сказать мне  вам; говорил только то, что Бог на душу мне положил.
Тогда один из  присутствующих спросил: «Скажите, батюшка, во время ваших постоянных  разъездов, чем вы заполняете свободное время? Обстановка и ее смена  производят ли на вас впечатление?
- Я молюсь, я постоянно молюсь, -  быстро произнес о. Иоанн, - Я даже не понимаю, как можно проводить время  без молитвы. Воистину - молитва есть дыхание души.
- Скажите,  батюшка, - продолжал вопрошавший, - что делает вас во время Литургии  таким сосредоточенным, когда иногда так много вокруг беспорядка и всего  того, что может мешать молитве?
- Этого я достиг только привычкою.  Научиться быстро сосредоточиваться в молитве, овладеть собою - это  большая задача. Путем продолжительной работы над собою можно достичь  этого. Очень тут необходимо покаяние, быстрое воспроизведение в своей  душе образа Христова или Креста Господня и полное сознание своей  духовной загрязненности и беспомощности.
- Научите, батюшка, бороться  с унынием в деле пастырства - обратился другой из присутствующих: -  сначала бывает страшное уныние от собственной греховности; опускаются  руки, когда вспомнишь слова: «Врачу, исцелися сам»... учительство в  голову тогда не идет. И сейчас же - уныние.
- Это напрасно, - ответил  о. Иоанн. - Тут нужно помнить о долге. Мысль о долге должна  принудительно и ободрительно действовать на пастыря. «Ты уполномочен  Церковью, ты должен делать», - эта мысль должна и одушевить пастыря и,  конечно, разогнать всякое уныние. И это уныние - от врага!
- Но вот, батюшка, еще вид уныния - от хульных помыслов, которые появляются в голове в самые священные минуты богослужения.
-  Ну, а это уныние, - энергично сказал о. Иоанн, - прямо от недостатка  веры вашей. Хульные помыслы нужно презирать; борьба здесь не нужна и  вредна; просто не нужно обращать внимания! Но если какие бы ни были  помыслы доводят до уныния, это бывает уже от слабоволия, значит вы даете  этим помыслам время господствовать над вами, пожалуй, даже ими  соуслаждаетесь... Отсюда уже только вытекает уныние! Так до уныния не  нужно доводить душу свою! Неужели вы не знаете, как Господь  скоропослушлив, как быстро Он исполняет все просьбы ваши? И вот вы в  самом же начале горячею молитвою отгоняйте от себя всякое смущение  душевное; в надлежащее время захваченное молитвой греховное настроение  вовсе исчезает и довести до уныния истинно и горячо верующего человека  никогда не может.
- Но вот, батюшка, - продолжает совопросник, - еще особенно тяжелое состояние уныния я переживаю при виде торжествующего зла.
-  Вот это другое дело. Это поистине тяжело переживать: подобное состояние  и мне приходится часто переживать. Тут нужно укреплять себя молитвою и  твердо верить, что Господь силен даже самое зло обратить, Ему одному  ведомыми путями, на добро.
После этого батюшка имел время вести  частную беседу о современном пастырстве и его задаче. Он говорил, что  дело пастырства в настоящее время затрудняется все более и более; борьба  пастыря постепенно становится все более утонченною, и тем более пастыри  должны быть на высоте своего призвания. Пастырь в своем настроении  должен всецело отрешиться от всяких себялюбивых настроений, должен  уподобиться библейским пастырям в их «стоянии в духе». Для этого  пастырям необходима полная осторожность и сосредоточенность, всегдашнее  распятие себя ради своей паствы.
Разговор далее перешел на  современную жизнь. Батюшка обратил внимание на настроение современного  общества. «Удивительная болезнь явилась нынче, - это страсть к  развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как  нынче. Это прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они  разучились жить серьезною жизнью, трудом на пользу нуждающихся и  внутреннею духовною жизнью, и начали скучать! И меняют глубину и  содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети  лишенные разума! А между тем развлечение - это уже общественный порок,  уже общественная страсть! Вот куда должно пастырям направить свои силы;  они должны внести в жизнь утраченное ею содержание, возвратить людям  смысл жизни. Но, конечно, пастыри должны сами себя к тому подготовить...
Пастыри  должны от этих пагубных развлечений охранить и наш народ. Он пока не  знает еще развлечений: народ знает честный, здоровый труд, он знает  праздник, - день отдыха и молитвы. А ему вместо отдыха предлагают  развлечение, часто нескромное, вредное! И сколько же у людей должно быть  самообольщения, чтобы свои испорченные вкусы прививать народу, но своим  безсмысленным взглядам переделывать жизнь.
Пастыри должны быть НА ВЫСОТЕ своего п р и з в а н и я!
Эти  простые и на первый взгляд «случайные» беседы о. Иоанна с пастырями мы  считаем вообще чрезвычайно ценными, а особенно в наше время всеобщего  распада, падения, пленения нас злом, изгнания из родной страны. О. Иоанн  оставил после себя неиссякаемое духовное богатство в виде своих книг  («Моя жизнь во Христе») и проповедей, напечатанных в нескольких томах.  Но если бы даже все эти произведения ныне были бы всем доступны, то и  тогда эти две живые беседы прекрасно дополняли бы творения угодника  Божия, которым прославил Господь Святую Русь накануне ее тяжких  испытаний. Ни одно слово столь великого для нас человека, как о. Иоанн,  не может быть лишним, не должно быть забыто и пренебрегаемо, тем более  слово, сказанное им русским пастырям, убеленным сединами, в наставление и  не просто, не случайно сказанное, а по велению Божию, как  засвидетельствовал сам отец Иоанн.
Архиепископ Дамиан

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened