graf_orlov33

Прот. Борисъ Молчановъ († 1963 г.) «Антихристъ»

РПЦЗ

Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: «Я создамъ Церковь Мою и врата ада не одолѣютъ Ея» (Матѳ. 16, 18).

Что означаютъ в р а т а ада?
«У  евреевъ былъ обычай собираться подъ предсѣдательствомъ старѣйшинъ у  воротъ города для обсужденія вопросовъ политическихъ, судебныхъ и  общественныхъ. Эти собранія являлись высшей инстанціей во всѣхъ дѣлахъ,  здѣсь же возвѣщались и всѣ повелѣнія Божіи. Они обладали опредѣленнымъ  авторитетомъ въ народѣ. На этотъ обычай евреевъ дѣлать собранія у  городскихъ воротъ можно находить указанія въ книгѣ Руѳи (4, 1. 11). Въ  описаніи дѣятельной жены въ кн. Притчей (31, 23) говорится, что «мужъ ея  всегда хорошо одѣтъ, и что его хорошо знаютъ въ в о р о т а х ъ», т. е.  онъ облеченъ общественнымъ довѣріемъ и онъ принимаетъ дѣятельное  участіе въ важныхъ собраніяхъ...
(проф. В. В. Болотовъ).

Поэтому  «врата Ада» означаютъ не просто силы адскія, а генеральный штабъ  адскихъ силъ, наиважнѣйшее собраніе ихъ, посвященное разработкѣ плана о  генеральной битвѣ съ Церковью. Церковь и адъ представляются двумя  воюющими силами. И въ этой войнѣ съ адомъ Церковь, по слову Христа,  останется неодолѣнной...

Адскій планъ борьбы съ Церковью въ Св.  Писаніи называется «тайной беззаконія» (2 Сол. 2, 7), дѣйствующей на  протяженіи вѣковъ и имѣющей завершиться появленіемъ Антихриста (2 Сол.  2, 8).
Антихристъ сможетъ придти лишь въ результатѣ всемірной  Апостасіи, т. е. о т с т у п л е н і я народовъ отъ Бога и отъ путей  Божіихъ, когда благодать Божія окончательно отступитъ отъ людей.
«Когда отступники исполнятъ мѣру беззаконій своихъ, возстанетъ царь наглый и искусный въ коварствѣ» (Дан. 8, 23).

«Его же есть пришествіе по дѣйству сатанину» (2 Сол. 2, 9).

Въ  личности Антихриста сосредоточится все зло во всей полнотѣ и силѣ,  какое только сможетъ воспринять и выдержать природа человѣка. Подобно  тому, какъ для полученія самаго чистаго и совершеннаго Плода на древѣ  человѣческомъ — въ лицѣ Пресвятой Дѣвы — потребовалось тысячелѣтнее  развитіе и совершенствованіе добраго человѣческаго сѣмени, такъ и для  полученія самаго сквернаго плода, способнаго вмѣстить въ себя всю злобу  сатанинскую, требуется усиліе цѣлаго ряда поколѣній человѣческихъ въ  отношеніи наибольшаго развращенія и оскверненія природы человѣческой на  почвѣ безумной ненависти ко Христу и борьбы противъ Его Церкви. «Можно  допустить, — говоритъ проф. Бѣляевъ, — что природное и пріобрѣтенное  зло, накопляясь постепенно въ длинномъ рядѣ предковъ Антихриста,  передаваясь съ каждымъ новымъ поколѣніемъ, въ самомъ Антихристѣ  достигнетъ такой степени силы, какую только сможетъ вмѣстить, проявить и  выдержать человѣческая природа. Въ немъ зло, живущее въ человѣческомъ  родѣ, достигнетъ предѣльной вершины своего развитія». («О безбожіи и  Антихристѣ», т. I, стр. 193).

Конечно, по мѣрѣ усиленія злого  произволенія человѣка въ той же мѣрѣ усиливается и содѣйствіе ему со  стороны діавола, который получаетъ все большій доступъ къ душѣ его. Такъ  какъ въ Антихристѣ собственное злое произволеніе и развращеніе воли  достигнетъ предѣльнаго наивысшаго развитія, то и отношеніе къ нему  діавола достигнетъ предѣльной максимальной близости, которая будетъ  выражаться въ томъ, что самъ діаволъ будетъ постоянно дѣйствовать въ  лицѣ Антихриста.
«Богъ, — говоритъ св. Іоаннъ Дамаскинъ, — предвидя  будущее развращеніе его (Антихриста) воли, попуститъ діаволу поселиться  въ немъ» («Точное изложеніе православной вѣры», кн. 4-я, гл. 26-я).

Согласно  такому святоотеческому Ученію, въ жизни Антихриста нельзя допустить ни  одного момента, свободнаго отъ сатанинскаго воздѣйствія. Оно должно  проявляться уже въ самомъ рожденіи и даже въ особенномъ и  исключительномъ по своему оскверненію зачатіи его. «Отъ оскверненной  дѣвы дѣйствительно родится его (діавола) орудіе», говоритъ, св. Ефремъ  Сиринъ.

Св. отцы: Ириней («Противъ ересей», кн. 5-я, гл. 30-я),  Ипполитъ («Сказаніе о Христѣ и Антихристѣ»), а также Иларій, Амвросій,  Іеронимъ н Августинъ отмѣчаютъ, что Антихристъ будетъ іудейскаго рода,  изъ колѣна Данова.

По Ученію Св. Отцевъ, діаволъ, воздвигая  Антихриста, будетъ стараться облечь его пришествіе всѣми признаками  пришествія Сына Божія на землю. Конечно, нѣкоторое сходство у Антихриста  со Христомъ будетъ только внѣшнимъ и въ сущности своей обманчивымъ, ибо  вся жизнь и всѣ дѣла Антихриста будутъ ожесточеннымъ и хульнымъ  возстаніемъ противъ Христа и Его Церкви. Это ложное внѣшнее подобіе  Христу проявится уже въ самомъ рожденіи Антихриста. Имѣя въ виду, что  Христосъ родился отъ Дѣвы, діаволъ произведетъ свое орудіе отъ дѣвы, но  не чистой, а напротивъ — преисполненной всякихъ пороковъ и сатанинской  скверны. Затѣмъ, какъ Господь до Своего 30-лѣтняго возраста пребывалъ въ  неизвѣстности, такъ и Антихристъ, надо полагать, до такого же возраста  пребудетъ въ сокровенномъ уединеніи и неизвѣстности. Какъ Христосъ  началъ Свое спасительное служеніе проповѣдью Своего Божественнаго Ученія  и чудесами, такъ и Антихристъ начнетъ свое всегубительное служеніе  обольщеніемъ людей своимъ ложнымъ ученіемъ и великимъ позорищемъ ложныхъ  чудесъ своихъ. Какъ Господу было угодно всенародно явить Себя Мессіею  въ Своемъ торжественномъ входѣ въ Іерусалимъ и вхожденіи въ храмъ  Іерусалимскій, такъ и Антихристъ явитъ себя іудейскимъ лжемессіею,  всемірнымъ монархомъ — въ своей торжественной церемоніи вступленія въ  Іерусалимъ и возсѣданія въ храмѣ Іерусалимскомъ, имѣющемъ быть  возстановленнымъ къ тому времени. Входъ Господень въ Іерусалимъ, —  говоритъ Архіеп. Иннокентій Херсонскій, — былъ «для всѣхъ іудеевъ  всенароднымъ объявленіемъ, что Іисусъ Христосъ есть истинный Мессія.  Неоспоримымъ доказательствомъ сего служатъ собственныя словá Его,  произнесенныя Имъ предъ вратами Іерусалима: «О, если бы ты (обращеніе къ  народу) хотя въ сей день уразумѣлъ, что служитъ ко спасенію твоему»  (Лук. 19, 42).
«Днемъ симъ, съ отверженіемъ Мессіи, навсегда была  рѣшена судьба народа Израильскаго» («Послѣдніе дни земной жизни Іисуса  Христа»). Такъ и въ грядущій день вступленія въ Іерусалимъ ложнаго  мессіи — Антихриста — навсегда и безповоротно рѣшится судьба  современнаго ему человѣчества.
И, наконецъ, какъ Господь явилъ Себя  міру и совершилъ Свое служеніе, какъ Пророкъ, какъ Царь и какъ  Первосвященникъ, такъ и Антихристъ сосредоточитъ въ своихъ рукахъ всю  троякую власть и совершитъ свое всегубительное служеніе, какъ учитель  всего человѣчества, какъ монархъ всемірной монархіи и какъ верховный  первосвященникъ всѣхъ религій, требуя себѣ поклоненія, какъ Богу.

Всю жизнь и дѣятельность Антихриста можно разсматривать въ видѣ трехъ періодовъ:
ПЕРВЫЙ  ПЕРІОДЪ Антихриста со дня его рожденія и до момента его общественнаго  выступленія протечетъ въ сокровенной неизвѣстности. Св. Іоаннъ Дамаскинъ  говоритъ, что «Антихристъ будетъ воспитанъ тайно» («Точное изложеніе  православной вѣры», кн. 4-я, гл. 26-я).

ВТОРОЙ ПЕРІОДЪ жизни  Антихриста откроется его громкимъ выступленіемъ въ роли всемірнаго  учителя или «пророка». Весьма возможно, что онъ начнетъ свою  дѣятельность въ условіяхъ міровой войны, когда народы, претерпѣвая всѣ  ужасы ея, не будутъ видѣть никакого выхода изъ бѣдственнаго тупика, ибо  всѣ тайные рычаги для разрѣшенія его будутъ въ рукахъ тайнаго Общества  ему содѣйствующаго. Антихристъ предложитъ проектъ самаго удачнаго съ  точки зрѣнія политической и соціальной мудрости разрѣшенія мірового  кризиса — въ установленіи единообразнаго политическаго и соціальнаго  строя во всемъ мірѣ. И уставшее отъ потрясеній войны духовно ослѣпшее  человѣчество не только не увидитъ въ этомъ Проектѣ коварной для себя  ловушки, заманивающей его въ самое безысходное и безпощадное рабство, а,  напротивъ, — признáетъ его проявленіемъ учености и геніальности.

Міровая  реклама объ Антихристѣ, какъ о геніальномъ мыслителѣ, новомъ вождѣ и  спасителѣ народовъ въ кратчайшій срокъ возгремитъ во всѣхъ странахъ.  «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будутъ возбуждать въ человѣкахъ  общее возвышеннѣйшее мнѣніе объ Антихристѣ, общій восторгъ и  непреодолимое влеченіе къ нему»...
(св. Ефремъ Сиринъ. Слово 16-е).

Въ  этомъ періодѣ своей дѣятельности Антихристъ не употребитъ никакого  насилія и будетъ стараться завоевать довѣріе и расположеніе къ себѣ  людей обманомъ и своею лицемѣрною показною добродѣтельною личиною.
Онъ  придетъ, говоритъ Св. Ефремъ Сиринъ, «въ такомъ образѣ чтобы прельстить  всѣхъ; придетъ смиренный, кроткій, ненавистникъ (какъ самъ скажетъ о  себѣ) неправды, отвращающійся идоловъ, предпочитающій благочестіе,  добрый, нищелюбивый, въ высокой степени благообразный, постоянный, ко  всѣмъ ласковый, уважающій особенно народъ іудейскій, потому что іудеи  будутъ ожидать его пришествія... Приметъ хитрыя мѣры всѣмъ угодить,  чтобы въ скоромъ времени полюбилъ его народъ, не будетъ брать даровъ,  говорить гнѣвно, показывать пасмурнаго вида, но благочинною наружностью  станетъ обольщать міръ, пока не воцарится» (тамъ же).

Изъ  богатѣйшаго аскетическаго опыта нашихъ великихъ подвижниковъ намъ  извѣстно, что когда черный чортъ не можетъ одолѣть подвижника, встрѣчая  съ его стороны стойкое сопротивленіе, тогда приходитъ сильнѣйшій діаволъ  въ образѣ «Ангела свѣта» (2 Кор. 11, 14), стараясь возбудить къ себѣ  симпатіи и довіріе со стороны подвижника, легко увлекая его къ погибели.  Поэтому мы можемъ себѣ представить — какъ легко и быстро послѣ  отвратительнаго чорта въ видѣ Большевизма сможетъ привлечь къ себѣ  всеобщія симпатіи свѣтлый образъ Антихриста.

Въ результатѣ такого  обмана — въ самомъ настроеніи человѣческаго духа «возникнетъ требованіе  приглашенія Антихриста. Раздастся призывной голосъ въ обществѣ  человѣческомъ, выражающій настоятельную потребность въ геніи изъ  геніевъ, который бы возвелъ вещественное развитіе и преуспѣяніе на  высшую степень и водворилъ на землѣ благоденствіе» (Еп. Игнатій  Брянчаниновъ т. IV, стр. 313).

Лицемѣріе Антихриста въ этотъ  періодъ дойдетъ до того, что онъ даже въ отношеніи къ христіанамъ не  только не покажетъ себя противникомъ ихъ, но выступитъ даже съ  готовностью своего покровительства имъ. Въ своей внѣшней показной  сторонѣ жизни онъ будетъ стараться подражать Христу. Большинство  христіанъ, руководствующееся не духовнымъ разумомъ Церкви, а плотскою  мудростью (теплохладные еретики и раскольники - прим.), не увидитъ этого  обмана и признáетъ Антихриста Христомъ, вторично пришедшимъ на землю.
Иноки  Соловецкаго монастыря передаютъ отвѣтъ преп. Зосимы, данный имъ  ученикамъ, которые вопросили его о томъ, — какъ узнать Антихриста, когда  онъ придетъ. Преподобный сказалъ: «Когда услышите, что пришелъ на землю  или явился на землѣ Христосъ, то знайте, что это — Антихристъ». Отвѣтъ  самый точный.
«Міръ или человѣчество не узнáетъ Антихриста: оно  признáетъ его Христомъ, будетъ провозглашать Христомъ... Но не нужно и  невозможно будетъ человѣкамъ передавать другъ другу вѣсть о пришествіи  Сына Божія. Онъ явится внезапно, явится по всемогуществу Своему всѣмъ  человѣкамъ и всей землѣ въ одно время» (Еп. Игнатій Брянчаниновъ, т. IV,  стр. 275), Самъ Спаситель предупредилъ: Тогда аще кто речетъ вамъ: се  здѣсь Христосъ или ондѣ, — не имите вѣры. Аще бо рекутъ вамъ: се въ  пустыни естъ, не изыдите, се въ сокровищахъ (т. е. въ какомъ-либо  тайномъ отдѣленіи дома), не имите вѣры. Яко же бо молнія исходитъ отъ  востокъ и является до западъ, тако будетъ пришествіе Сына Человѣческаго»  (Матѳ. 24, 23-27; Лук. 17, 23-24).

Для обольщенія людей  Антихристъ покажетъ многія изумительныя чудеса. «Его пришествіе, —  говоритъ Апостолъ Павелъ, — будетъ по дѣйству сатанину во всякой силѣ и  знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ» (2 Сол. 2, 9). «Будучи отецъ лжи, онъ  посредствомъ ложныхъ дѣйствій будетъ обольщать воображеніе, такъ что  народу представится, — будто видитъ воскрешеннаго мертвеца, между тѣмъ  какъ онъ не воскрешенъ; будутъ видѣть хромыхъ ходящихъ и слѣпыхъ  прозирающихъ, тогда какъ не было исцѣленія» (св. Кириллъ Іерусалимскій.  «Огласительное поученіе» 15-е, 14, стр. 321).

Всѣ эти мѣры  Антихриста — его ученіе и слава геніальнаго мыслителя, его ложныя чудеса  и вся его лицемѣрная показная добродѣтельная жизнь — будутъ имѣть одну  цѣль: захватить въ свои руки всю міровую власть надъ всѣми народами.  Первымъ этапомъ на этомъ пути будетъ достиженіе популярности среди  іудеевъ. Антихристъ приметъ всѣ старанія, чтобы іудеи признали его  своимъ обѣтованнымъ мессіею. Ему удастся закончить устройство еврейскаго  государства и приступить къ осуществленію тысячелѣтней мечты іудейской —  возстановленію храма Соломонова. И тогда «понудится отъ человѣкъ, и  царь проповѣстся, и возлюбитъ множае еврейскій родъ, и во Іерусалимъ  достигнетъ, и храмъ ихъ воздвигнетъ» (Синаксарь въ недѣлю Мясопустную.  Тріодь Постная).

Всѣ эти старанія Антихриста — выдать себя за  истиннаго Мессію — встрѣтятъ неожиданное и чудесное противодѣйствіе въ  лицѣ двухъ ветхозавѣтныхъ пророковъ-обличителей, которые по волѣ Божіей,  не познавъ смерти, были взяты живыми на небо до времени и которые  должны явиться на землѣ передъ концомъ міра, чтобы исполнить свою миссію  и вкусить смерть. Имена этихъ св. пророковъ — Енохъ и Илія. Ихъ пошлетъ  Господь въ Іерусалимъ, чтобы въ эти послѣдніе земные сроки дать людямъ  послѣднее и чудесное предупреждеше противъ охватывающаго ихъ обмана. Они  три съ половиною года будутъ невозбранно обличать всю ложь Антихриста  на протяженіи всего его второго періода, когда онъ будетъ готовиться къ  захвату всей міровой власти въ свои руки. Не разставаясь со своей  личиной кротости и доброжелательства даже къ своимъ противникамъ,  Антихристъ въ это время не сможетъ помѣшать обличительнымъ рѣчамъ  пророковъ и употребить въ отношеніи ихъ какое-либо насиліе.

Напрасно  нѣкоторые стараются это чудесное явленіе Еноха и Иліи истолковать  иносказательно. Священное Писаніе и Преданіе Церкви опредѣленно говорятъ  о дѣйствительномъ приходѣ ихъ на землю за семь лѣтъ до конца міра, объ  ихъ обличительной проповѣди, объ ихъ мученической смерти, о ихъ  воскресеніи и восхищеніи на небо.
Въ книгѣ пророка Малахіи одинъ изъ  свидѣтелей прямо назызается по имени: «Вотъ Я пошлю къ вамъ Илію пророка  предъ наступленіемъ дня Господня, великаго и страшнаго» (Мал. 4, 5).
Св.  Отцы: Ефремъ Сиринъ («Слово на пришествіе Господне»), и Іоаннъ  Дамаскинъ («Точное изложеніе православной вѣры») опредѣленно учатъ, что  въ лицѣ «двухъ свидѣтелей», долженствующихъ явиться передъ кончиною  міра, слѣдуетъ разумѣть св. пророковъ Илію и Еноха.

Но, несмотря  на всѣ Божественныя предостереженія, большинство людей по свойству  своего плотскаго разума не только не увидитъ всей фальши въ наружномъ  поведеніи Антихриста, но напротивъ — окружитъ его своимъ восторгомъ и  прославленіемъ. «Когда многія сословія и народы увидятъ такія  добродѣтели и силы (его — Антихриста), всѣ возымѣютъ одну мысль...  провозгласить его царемъ, говоря другъ другу: найдется ли еще человѣкъ  столько добрый и правдивый» (св. Ефремъ Сиринъ).

Впечатлѣнія отъ  актерскаго поведенія Антихриста, являющаго себя всюду божественнымъ  посланнникомъ, истиннымъ Мессіею, будутъ столь сильными, что даже  несмотря на грозныя обличенія его пророками Иліею и Енохомъ, его прежде  всѣхъ провозгласитъ своимъ царемъ народъ іудейскій.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Как учат единогласно все Святые благословенные Отцы Православные:  спасение человека невозможно без свободной воли самого человека, веры  его и его действия. Разумеется - вспомоществующее действие Спасителя не  сопоставимо со слабой человеческой волей и его ограниченными чел.  усилиями. Наша главная сила в Боге Дающем. Живая вера  души важна - она как бы некие руки, которыми мы приемлем дары Божии,  щедроты и благодеяния. Но не наша вера рождает эти благодеяния, а  Господь живый Щедродательный. Вера необходима, только для того, чтобы  восприять их и усвоить себе. А наша личная вера есть только лишь сила  посредствующая. Большинство же возгревают в себе веру, как бы накручивая  сами себя, чисто по сектантски - не ЗАБОТЯСЬ О ЕЁ ИСТИННОСТИ и  законности.
"Вера в истину - спасает, а вера в ложь - губит" (св.  Игнатий Брянчанинов). Благодатность и спасительность веры  обусловливается истинностью предмета веры. Вера, то есть нуждается в  обретении той самой истинности, которая СПАСАЕТ. Нужна правота сердца  пред Богом - ПРАВДА, чтобы не попасть под власть и обаяние Антихриста.
Наше  отношение ко Христу Истине легко проверяется нашим отношением к  отступнической прожыдовленной Синагоге МП РПЦ, к февралистам,  клятвопреступным лжемученикам, к Обету 1613 года, ко своим грехам,  порокам и страстям, к Анафемам Церковным итд. То есть вообще к  Евангельской Божьей правде.

============

Св. Игнатий Б. потрясающе говорит об этом: человек весь в сквернах,  нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным МНЕНИЕМ думает быть в  объятиях Пречистого, Пресвятого Господа и высокомерно учить других?  Думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с Другом своим? Человек,  до обновления его Святым Духом, не способен к общению даже со светлыми  духами-Ангелами. Он, как находящийся в области падших духов - сам в  плену и рабстве - под их непосредственным воздействием, способен слышать  и видеть только их - тёмных. И те, заметив в таковом, высокое мнение о  самом себе и самообольщение, являются ему в образе Ангелов светлых., в  ореоле, в Образе Христа, для погубления души его. Такой запросто примет и  Антихриста за Христа, когда тот явится на политическом небосклоне.

============

Свят. Феофан разсуждает:
...Многие прикрываются именем Его. Можно ли  о Христе Иисусе проповедовать нечисто и превратно, — и о спасении в Нем  учить так, что если последуешь сему учению, то не спасение найдешь, а  пагубу? Сколько было учений, искажавших истину о Христе Иисусе, и прежде  Ария, и еще более после него? — Все они обличены Церковью и прокляты.  Сколько расплодилось злых учений о спасении на Западе? Счету нет. Но  все они отвергаются Православною церковью, несмотря на то, что только и  речи у них, что о Господе Спасителе

Не подумайте, что Господь  разумеет здесь таких, которые и имени Его не знают. Нет, — не таких Он  разумеет, а именно таких, которые именем Его прикрываются, увлекая в  ложь; ибо тут же говорит: Мнози рекут Мне в день он (т. е. в день суда):  Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом. — Видите? Во имя  Господа проповедуют; а Господь заповедует остерегаться их. А на Суде,  говорит, скажу им: Яко николиже знах вас (Мф. 7, 22). Как никогда не  знал Тот, Кому все ведомо?! Господь сим сказывает, что Он никогда не  знал их такими, какими они сами себя выставляют, т. е. истинными о Нем  проповедниками. Они проповедовали о Нем, но так, что Господь В ИХ СЛОВАХ  НЕ ВИДЕЛ Себя Самого, что у них выходил иной некий Христос, а не Тот  истинный, Который соделал спасение наше посреде земли. Видите, что может  под именем Христовым проповедан быть совсем не Тот Христос Господь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened