graf_orlov33

Categories:

Свт. Иннокентий Херсонский

БЕСЕДА С УЧЕНИКАМИ о судьбе Иерусалима и последних днях мира.

Уклонившись  от народа, Богочеловек не остался и в храме, а пошел вон из города,  обыкновенным Своим путем, юго-восточными вратами, ведущими на дорогу в  Вифанию. Ученики следовали за Ним, исполненные различных,  большей частью, печальных мыслей, главным предметом которых, по  обыкновению, были они сами и их будущая судьба в Царстве Мессии – их  Учителя. Сообразно всеобщему принятому верованию, им не могло не  представляться, что Апостолов Мессии ожидают в будущем венцы, слава и  богатство; что если в этом звании и неизбежны какие-либо лишения,  трудности, жертвы, то все это большей частью уже сделано ими и  перенесено: и вот, внезапно слышат они, что из этих Апостолов одни будут  распяты, другие убиты, все подвергнутся лютому гонению и мукам, и что  ряд этих ужасов и бедствий еще не начинался!.. Пусть бы, по крайней  мере, в награду за это, ускорено было открытие славного Царства Мессии!
 Страшная угроза, изреченная Иисусом Христом против Храма, также не  могла радовать душу израильтянина и отзывалась чем-то ужасным для  Учеников.
Отношение к храму, понятие которого в уме иудея неразрывно  соединялось с понятием всего святого и неприкосновенного, с  благоденствием народа Иудейского, с целостью веры, со славой Самого  Иеговы. ...Этому-то самому храму предсказано теперь запустение,  предсказано Самим Мессией, Который притом оставил его навсегда!...

Великолепное  и прекрасное Храмовое здание теперь казалось Ученикам Его еще лучше и  огромнее. Каждая примечательная вещь, мимо которой они проходили,  останавливала на себе их взоры. Один из Учеников (Петр) (Мк. 13, 1) не  мог удержаться, чтобы не выразить даже вслух своего удивления величиной  камней и прочностью всего здания. Другие (Лк. 21,5; Мф. 24, 1) начали  указывать Учителю на дорогие украшения, богатые вклады и дары, которыми  украшены были столбы и стены многочисленных притворов храма. Некоторые  из даров, кроме их ценности, были примечательны тем, что присланы были  из отдаленных стран царями и вельможами. Их слова и самый вид их  показывал, что это происходит от тайного сожаления о храме, осужденном  за несколько минут на запустение...им хотелось, чтоб Учитель вместо  ужасных предсказаний и гнева на храм обратил поболее внимания на его  богатство и великолепие, спас его, если можно, от разорения и, как  Мессия, принял потом в Свою собственность. Господь остановился,  посмотрел на предметы, которым особенно удивлялись Ученики; казалось,  Сам разделяя их мнение о чрезвычайной прочности, богатстве и величии  храма (Мк. 13, 2); но в ту же минуту, вопреки их ожиданию, еще сильнее и  яснее подтвердил прежнюю угрозу: «аминь, аминь глаголю вам, не имать  остатися здесь камень на камени, иже не разорится!»..»

Решительность  и сила, с какими произнесены были эти слова, отзывались непреложным  приговором Вечных судеб. Ученики не смели более нарушать безмолвия  Учителя, Который Своими беседами и действиями заставил размышлять целый  Иерусалим и Сам не менее других погружен был в размышление. Молча прошли  водяные ворота, молча перешли поток Кедрский, молча взошли на одну из  вершин Елеона, которая была прямо против храма (Мк. 13, 3).

Тем  сильнее работало воображение учеников! Самая страшная сторона в ожидании  народном, которой доселе они или не верили, или верили, но по-своему, с  ограничениями, слабо, – представлялась теперь во всей своей ужасной  действительности! «Если храм подвергнется такому разрушению, то что  останется целым? Значит, все должно испытать величайшую перемену, быть  разрушено до основания». Мрачность подобных мыслей озарялась одной  надеждой, – что во времена Мессии все потери будут вознаграждены  стократ, явится Иерусалим новый, храм великолепнейший, Богослужение чище  и святее. При такой надежде даже можно было желать, чтобы неизбежное  зло совершилось как можно скорее, чтобы скорее явилось и ожидаемое  добро.
«Пока не будет разрушен этот злополучный храм, Учителю нельзя  взойти на престол Израильский. Когда же это будет?» Таким вопросом,  естественно, оканчивались все предположения и догадки. Любопытство, тем  живейшее, чем казалось оно законнее, овладело особенно Петром, Иаковом,  Андреем и Иоанном, которые, привыкнув издавна быть свидетелями самых  сокровенных деяний Учителя, более других переживали, если не понимали в  Его беседе что-нибудь.

Когда Учитель, взойдя на гору, сел  отдохнуть на любимом месте Своем, эти четыре Ученика, пользуясь  отдалением прочих, отдыхавших по разным пригоркам, завели с Ним разговор  о беседе Его и тотчас перевели речь на храм, который был прямо напротив  них и представлялся отсюда во всем величии и красоте. «Скажи нам, когда  последует разрушение храма, Тобой предсказанное? Какое Знамение Твоего  пришествия и кончины века?» События эти, по мнению Учеников, согласно  народным представлениям, должны были последовать одновременно или весьма  скоро одно за другим.

Несмотря на то, что желание знать будущее  было в Учениках следствием более любопытства, нежели действительной  нужды, Учитель нашел полезным преподать им некоторое наставление. Уже  наступало время разлуки, после которой Апостолам надлежало сделаться  благословенными вождями многочисленного общества верных, которое во всех  поступках своих, особенно в перенесении страданий, одушевлялось, как  известно из истории первобытной Церкви, ожиданием скорого Второго  пришествия Иисуса. Не зная ничего определенного о времени этого события,  а потому не имея верных ориентиров для своего поведения, первые  христиане непрестанно находились бы в опасности быть увлеченными в обман  каким-либо лжехристом, в каких не было уже тогда недостатка. Одно  ошибочное мнение, что второе пришествие Мессии последует тотчас после  разрушения Иерусалима, не будучи обличено и опровергнуто, послужило бы  источником многих бедствий для христианской Церкви и, может быть,  повергло бы ее в сильное смятение.
По этим причинам нельзя было  оставить без ответа недоумения касательно последних дней мира, хотя  ответ в настоящих обстоятельствах был крайне затруднителен: Ученики  многого еще не могли понести.

– Вы не напрасно заботитесь о  будущем, – как бы так начал Господь Свою беседу с Учениками, – по  разлучении со Мной вас, действительно, ожидают многие искушения и  соблазны. Берегитесь особенно, чтобы кто-либо не обольстил вас словами о  пришествии Мессии. Ложь и обман усилятся до того, что многие приидут  под Моим именем и будут говорить «я – Христос! настали времена Мессии!»  Найдется немало таких, которые поверят им и прельстятся: но вы не ходите  в след их, берегитесь! Услышите также о различных войнах и  междоусобиях: как бы ни были страшны эти слухи, не ужасайтесь! Всему  этому должно быть; и однако же еще не вдруг за этим конец (храму и  городу). Придут бедствия еще большие: народ станет восставать на народ,  царство на царство; за всеобщим междоусобием явятся по различным местам  голод, язва и землетрясения. Самое небо даст знамения в страшных и  необыкновенных явлениях. Но и эти ужасы (которые многими почитаемы будут  за решительный признак пришествия Мессии) – только начало болезней  рождения.

Вместо напрасных ожиданий кончины века ваше внимание  всецело должно быть обращено на вас самих и ваше дело. Ибо вам особенно  угрожает опасность (Лк. 21, 12): еще до начала всеобщих бедствий вы  успеете испытать на себе все роды злоключений. При всей вашей невинности  на вас обратится ненависть всех народов, злоба иудеев и язычников. Вас  (христиан - прим.) будут преследовать, заключать в темницы, подвергать  безчестию, мучениям и смерти. В слепом исступлении от предрассудков  самые близкие сродники, родители, братья, друзья сделаются вашими  гонителями, предателями и убийцами. Многие из вас положат за Меня душу  свою. Но не унывайте! Среди всех бедствий над вами будет Промысл и  любовь Отца Небесного; без Его всемогущей воли не упадет с вашей главы  ни одного волоса. В то время не раз доведется вам давать ответ и в  синагогах, и в чужеземных судилищах, свидетельствовать о имени Моем  перед царями и правителями. На все подобные случаи положите себе за  правило – не заботиться наперед о том, что и как вам говорить, ибо  будете говорить не вы, а Дух Святый, Которого вы приимите. Я дам вам  тогда такие уста и такую премудрость, против которых не устоит ни один  из ваших противников...

Чувствительнее и опаснее всех гонений  будет то, что (по причине испорченности нравов), ослабнут узы любви даже  между своими; откроются разделения и вражды, явятся изменники и  предатели даже между присными по Вере; восстанут лжепророки и лжеучители  из среды вашего же общества. Взаимное доверие умалится, дружество и  любовь охладеют, самая вера ПОДВЕРГНЕТСЯ ЗАТМЕНИЮ. Будут времена тяжкие:  но вы, кто на те времена избран Мной, должны искуплять души терпением.  Кто претерпит до конца, тот спасен будет (Лк. 21, 19; Мф 24, 13).

Сколько  бы и кто бы ни преследовал вас, дело Божье не может быть остановлено  или замедлено. Гонимое Евангелие царствия успеет быть проповедано всем  народам, прежде нежели решится судьба Иерусалима и народа иудейского.

Даже  если бы кого застигло это ужасное время на кровле, то пусть бежит прямо  и не сходит вниз, что-либо взять из дома. И кто будет на поле, пусть не  возвращается в город, даже за самой нужной вещью, а бежит прямо. Для  всех будет одно спасение – бегство скорейшее. Это дни исполнения угроз  пророческих, ужасные дни суда и воздаяния небесного. Горе тогда будет  беременным и недавно родившим: молитесь и просите Бога, чтоб несчастье  это не случилось, по крайней мере, зимой или в субботу... Я говорю вам,  что тогда будет скорбь, какой не было от начала мира и доныне и не  будет. Многие должны пасть от меча, еще более отведётся в плен во все  народы.
Если бы не сократились эти злосчастные дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни...

Между  тем как Богочеловек беседовал таким образом, прочие Ученики  (Мк. 13, 37) – один за другим – подходили к Нему и начинали слушать Его  беседу, которая для всех была равно поучительна.

– Тем осторожнее  в то время, – продолжал Иисус, – должно быть вам; ибо тяжесть бедствия  усилит ожидание обетованного Избавителя до того, что расположит верить  всякому известию о Нем, а это даст случай сынам погибли злоупотреблять  именем Мессии. Смотрите, не верьте никому, кто будет говорить: «вот  здесь Христос, или вон там!» Не обольщайтесь самыми чудесами  лжепророков. Некоторые из них совершат такие странные и необыкновенные  дела, что, если б возможно, ими обольстились бы самые избранные.  Потому-то Я и сказываю вам наперед все это, чтобы вы тверже стояли  против обмана (Мк. 13, 23). Еще повторю, смотрите, если кто скажет вам:  «вот Он (Мессия) в пустыне!» – не выходите; или: «вот Он сокрывается во  внутренних комнатах!» – не верьте! Не таким образом придет Мессия, когда  Ему придти должно. Он не будет иметь нужды в указателях. Как молния  исходит от востока и вдруг блистает до запада, так будет (в свое время) и  пришествие Сына Человеческого (неожиданно, мгновенно). А где будет  труп, там соберутся и орлы.

Богочеловек умолк (Лк. 21, 10).  Ученики ожидали продолжения речи, потому что еще не было сказано о  второй – столь же важной части их вопроса – о кончине мира и времени  пришествия Мессии.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

“…И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и  сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру  твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда  враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя  отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в  тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”...  ...
Предреченное Господом Славы слово сбылось спустя целых 37 лет.  Спаситель всё это время ждал обращения и покаяния Ветхозаветной церкви  народа-богоубийцы. Участь богоубийц была ужасна. Город был забит до  отказа иудеями пришедшими праздновать Песах. Осада римскими войсками  длилась 4 месяца. От голода иудеи ели своих детей и трупы родственников.  Город был взят, залит кровью и разрушен. После взятия города оставшиеся  в живых были за гроши проданы в Египте. То есть вынуждено вернулись  обратно, откуда пришли в Землю Обетованную, "текущую медом и млеком".

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened