graf_orlov33

Category:

ПИСЬМО СВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Практическое православие


Христос  знаменует «Своих» печатью страданий! Он обрел душу Вашу благопотребной  Себе и потому печатлеет ее Своей печатью! И стоит отдельно малое стадо,  часть Христова, от множества прочих людей; Христовы держат в руках своих  признак избрания их Христом – чашу Христову; на раменах их знамя –  Христов Крест. Далеко, далеко отшатнулись от них сыны  мира! Безчисленной толпой, с шумом, в упоении странном, гонятся они за  попечениями и наслаждениями временными. Время в очах их преобразилось в  вечность! Они проводят жизнь безскорбную, преуспевают в тленном, забыты  Богом, не возбуждают против себя диавола: они угодны диаволу – часть  его. Чаша Христова отверзает вход в страну разума духовного, состояния  духовного, вошедший туда и причастившийся трапезы утешения духовного  соделывается мертвым миру, безчувственным к временным скорбям и  лишениям, начинает совершать свое земное странствование, как бы  несущийся по воздуху превыше всего, на крыльях веры. Оковы разума  притягивают нас к земле – стране мучений; находясь на земле, мы невольно  подвергаемся и мучениям, «приложивый разум приложит болезнь»  (Еккл. 1, 18), – говорит Писание. Вера подымает с земли, освобождает от  оков, изъемлет из среды мучений, возносит к Небу, вводит в покой  духовный. Вошедшие в этот покой почивают прохладно, насладительно на  роскошно постланных, драгоценных одрах Боговидения.

Примите эти  строки из страны страданий, в которую я поселился очень давно: Богу не  было угодно, чтобы шел я путем общим, обыкновенным! Он поставил меня на  стезю отдельную, в страну совсем особенную – и редко встречаю  путешественника, идущего по этой стезе, посетившего эту страну, с  которым бы можно было перемолвить слово на том языке, которым говорят в  стране той, и который сделался мне несколько знакомым, – утешительно  звучит он для слуха души моей. В звуках его слышу что-то родное. [...]
Что,  между прочим, совершается в этой чудной стране? Там непримиримая война,  там непрестанные битвы, сечи кровавые между Израильтянами и народами  иноплеменническими (разбойниками). В числе иноплеменников воcстают на  Израильтян и исполины, сыны Енаковы – скорби, приводящия нас в страх,  сомнение, колебания, в разслабление, в отчаяние. Соглядатай Израиля –  разум возвещает о них душе и её силам: «видели мы и исполинов, сынов  Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как  саранча, такими же были мы и в глазах их. Не можем мы идти против народа  сего, ибо он сильнее нас» (Чис.13:34, 32).
Точно! Размышление,  основанное на обыкновенном ходе вещей, помышления собственно и  единственно человеческие приносят «земля, которую проходили мы для  осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней» (Чис.13:33). Но истинный  Израильтянин, верный Богу водится верою в Бога; он облечен во всеоружие.  «Пожену враги моя, – восклицает он, – и постигну я, и не возвращуся,  дóндеже скончаются. Оскорблю я, не возмогут стати: падут под ногами  моима. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я»  (Пс.17:38–39, 43). – Не одобряются в этой войне многая и тонкие  размышления, которые силится ум, уповающий на себя, на свою силу, на  число и высоту своих познаний, противопоставить напирающим толпам  иноплеменников. «Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, – возвещает  Пророк, – возвратишася в день брани» (Пс.77:9). Не устоять размышлению  человеческому против густых полчищ иноплеменников (разбойников)! Собьют  они его, запутают, переспорят, произведут в уме возмущение, в мыслях  смешение; – тогда на стороне их победа!

Для вернаго успеха в  невидимой брани с князьями воздушными, с духами злобы, темными  миродержителями нужно взяться за оружия, подаемые верою, подаемые  буйством проповеди Христовой. «Буее Божие премудрее человек есть. И  немощное Божие крепчае человек есть» (1Кор.1:25). Странными и порой  страшными кажутся для плотскаго разума стезя и Учение веры Еванг.; но  едва увидит человек на самом опыте, увидит внутренним душевным ощущением  могущество веры, – немедленно и радостно предается её водительству, как  обретший неожиданно безценнаго наставника, с презрением отталкивает от  себя отверженную Богом премудрость человеческую.

Вот оружия,  которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для  борьбы с сынами Енаковыми – мрачными помыслами и ощущениями печали,  являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть ее,  поглотить ее:

1-е – слова: «Слава Богу за все».
2-е – слова: «Господи! предаюсь Твоей Святой Воле! буди со мной Воля Твоя».
3-е – слова: «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».
4-е – слова: «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя. Господи, во Царствии Твоем».

Эти  краткие слова истины, заимствованные, как видите, из Писания,  употреблялись преподобными иноками с превосходным успехом против  атакующих ум помыслов печали. Отцы (презирая врага) нисколько не входили  в разсуждение с являвшимися помыслами; но, только что представал пред  ними иноплеменник, они хватались за оружие чудное, и им – прямо в лице, в  челюсти иноплеменника! От того они были так сильны, попрали всех врагов  своих, соделались наперсниками веры, а чрез посредство веры –  наперсниками благодати, мышцею благодати, совершили подвиги  вышеестественные. При явлении печальнаго помысла или тоски в сердце,  начинайте от всей души, от всей крепости Вашей произносить одно из  вышеозначенных предложений; произносите его тихо, не спешно, не  горячась, со вниманием, во услышание одних Вас, – произносите до тех  пор, доколе иноплеменник не удалится совершенно, доколе не известится  сердце Ваше в пришествии благодатной помощи Божией. Она является душе во  вкушении утешительнаго, сладостнаго мира, мира о Господе, а не от какой  другой причины. По времени иноплеменник опять начнет приближаться к  Вам, но Вы опять за оружие, и, как завещал своим воинам гениальный  полководец Цезарь, метьте прямо в лице врага: ни в какую часть тела так  не тяжки, так не выносимы удары, как в лице. Не подивитесь странности,  ничтожности по видимому, оружий Давида! употребите их в дело и увидите  знамение! Эти оружия – праща, камень – наделают дела более, нежели все  вкупе собранные, глубокомысленные суждения и изыскания потестанствующих  Богословов-теоретиков, сказателей букв – Германских, Испанских,  Английских, Американских! Употребление этих оружий в дело постепенно  переведет Вас со стези разума на стезю веры, и этою стезею введет в  необъятную, дивную страну духовнаго. Там трапеза манны сокровенной; к  ней, по свидетельству Писания, Христос допускает одних победителей. Вы,  малое стадо, введены в невидимую войну для того, чтоб иметь случай  соделаться победителем, и в достоинстве победителя наследовать духовные  сокровища Духа Божия - Украсителя вашего. Все же это доставляет Вам  Христос, возлюбивший Вас, явственно отделяющий Вас в число «Своих».
И  так, – уже с самаго берега глядя на темное, глубокое море скорбей, на  даль, где синева вод сливается с синевою небес, на эту безпредельную  даль, пугающую веру, – прислушиваясь к гневному говору волн, к их  плесканию однообразному и безчувственному, – не предавайтесь унынию, не  впустите в душу Вашу море грустных дум и пагубных сомнений. Тут гораздо  более опасностей! В этом внутреннем море потонуть гораздо удобнее,  нежели в море скорбей наружных. (Вся брань в том и состоит, чтобы не  впускать в себя зла).
Радуйтесь! – и паки реку: радуйтесь! Вы для  того на берегу моря скорбей, чтоб преплыть в страну радостей: даль моря  имеет противоположный берег, хотя и невидимый для очей человеческаго  разума. Этот берег – рай умственный, преисполненный духовных  наслаждений. Достигшие этого блаженнаго берега забывают, в упоении  наслаждением, все скорби, претерпенные ими на море. Становитесь  безтрепетною ногою в легкую ладью веры, носитесь, птицей, по влажным  буграм! Скорее, нежели предполагаете, нежели можете себе представить,  перенесетесь чрез море, перенесетесь в рай. – Но между духовным раем и  жизнию плотскою, душевною, обыкновенною, которою живут вообще все люди,  положены в разграничение, – как бы обширное море, – крест и распятие. – В  рай нет другаго пути! Кого Бог хочет возвести в рай, того начинает  сперва наводить на путь к нему, – на крест.
«Признак избрания Божия,  – сказал некоторый святой аскетический писатель, – когда пошлются  непрестанные скорби человеку». Претерпим умерщвление миру скорбями, чтоб  сделаться способными принять в себя существенное оживление для Бога,  явственным, вполне ощутительным действием Духа Божия. Пожертвуем тлением  для Духа! – Вполне отдайтесь Богу! киньтесь в спасительную бездну веры,  как бы в море – с утеса!

Людей – оставьте в стороне, как орудия  Промысла! – Эти орудия – слепые, сами по себе не имеют никакой силы,  никакого движения! «Не имаши власти ни единыя на Мне, – сказал Господь  Пилату: – аше не бы ти дано свыше» (Ин.19:11), – хотя Пилат, водимый  суждением человеческим, признавал и утверждал (а в этом, без всякаго  сомнения, согласны были с ним и все водящиеся таким суждением!), что он  имеет власть распять предстоящаго ему Узника, и власть отпустить Его.
–  Не озабочивайтесь никакими сношениями с людьми, никакими оправданиями  пред ними! Такие сношения и оправдания только нарушат мир сердечный, –  не принесут никакой пользы. Немощные люди – цветы, являющиеся на  короткое время на поверхности земной!
– Вы мечтаете о себе много, вы  приписываете себе много, а вы – немощные люди! Вы почтены самовластием,  а вместе с тем не престаете быть орудиями, слепыми орудиями, вполне  орудиями! И того даже вы не видите и не ведаете, что вы орудия! Вы  самовластны – так! вы не можете не принять мзды за дела Ваши! но в  безконечно мудрых судьбах Божиих эти самовластные суть действователи без  малейшей власти, без всякой самостоятельности. «Иисуса Назорея, –  говорил святой Апостол Петр Иудеям – Сего нарекованным советом и  проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше  убисте» (Деян.2:23). «Вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и  князи ваши: Бог же, яже предвозвести усты всех пророк Своих пострадати  Христу, исполни тако» (Деян.3:17–18). В делах Промысла Божия, люди –  слепые орудия. Потому-то Господь не сподоблял людей, по видимому  облеченных полною властию, никакого ответа! Потому-то назвал Он чашу,  приготовленную злоумышленниками, демонами, безплотными и во плоти, чашею  подаваемою Отцом.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened