graf_orlov33

Categories:

Радуница

В. Никифоров-Волгин

Есть такие дни в году, когда на  время воскресают мертвые. К таким дням принадлежит и Радуница. Она  всегда во вторник на второй неделе по Пасхе. В Радуницу живые ходят на  кладбище христосоваться с погребенными. В этот день грех думать о  смерти, ибо все мы воскреснем. Накануне, или рано утром, в Церквах  служат заупокойную утреню. Она не огорчает, а радует. Все время поют  "Христос Воскресе", и вместо "надгробного рыдания" раздается пасхальное:  
"Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне".

Заупокойную  литургию называют "обрадованной". В церковь приносят на поминальный  стол пасхальные яйца, куличи и кутью. Все это по окончании панихиды  уносится на кладбище, рассыпается по могильным холмикам для розговен  усопших. Радуница — пасха мертвых!

Хорошее слово "радуница"! Так и  видишь его в образе красного яйца, лежащего в зеленых стебельках овса, в  корзинке из ивовых прутьев.

И до чего это чудесны наши русские  слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно и со смыслом  одно только слово, и ухе все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как  будто бы и короткое оно, но попробуй, вслушайся... Вот, например, слово  "ручеек". Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь:  ручеек журчит между камешками!

Или другое слово — зной. Зачнешь  долго тянуть букву "з", то так и зазвенит этот зной наподобие тех мух,  которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.

Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: ввв-и-ю...

Сказал как-то при мне своим басом дворник Давыд — гром, и я сразу услышал громовой раскат за лесною синью.
В день Радуницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством:

— Хорошо быть русским!

Мы  пошли на кладбище. Каждая травинка, каждый распустившийся листок на  деревьях и кустах, и все живое вместе с мертвым было освещено солнцем.  Везде служили панихиды. С разных сторон обширного старинного кладбища  долетали Голоса песнопений:

Со духи праведных скончавшихся.

Воскресение День просветимся людие.

Смертию смерть поправ...

— Вечная память...

На  многих могилах совершались "поминки". Пили водку и закусывали пирогами.  Говорили о покойниках как о живых людях, ушедших на новые жительные  места.

Останавливаясь у родных могил, трижды крестились и произносили: Христос Воскресе!

Хоть и говорили кругом о смертном, но это не пугало.

—  Жизнь бесконечная... Все мы воскреснем... Все встретимся... —  доносились до меня слова священника, утешавшего после панихиды богатую  купчиху Задонскую, недавно похоронившую единственного сына.

Между  могил с визгом бегали ребята, играя "в палочку-воровочку". На них  шикали и внушали: "не хорошо", а они задумаются немножко и опять за  свое.

Батюшка Знаменской церкви отец Константин, проходя с кадилом мимо ребят, улыбнулся и сказал своему дьякону:
— Ишь они, безсмертники!…
— Да шумят уж очень...
— Нехорошо это... на кладбище...

— Пусть шумят... — опять сказал батюшка, — смерти празднуем умерщвление!..
На  ступеньках усыпальницы, похожей на часовню, сидел сухощавый и как бы  щетинистый старик и говорил сердитым голосом, без передышек и заминок,  окружавшим его людям:

Поминальные дни суть: третины, девятины, сорочины, полугодины, годины, родительские субботы и вселенские панихиды...

Это мы знаем, — сказал кто-то из толпы
—  Знать-то вы знаете, а что к чему относится, мало кто ведает. Почему по  смерти человека три дня бывает поминовение его? Не знаете. Потому, чтобы  дать душе умершего облегчение в скорби, кою она чувствует по разлучении  с телом.

В течение двух дней душа вместе с ангелами ходит по  земле, по родным местам, около родных и близких своих, и бывает подобна  птице, не ищущей гнезда себе, а на третий возносится к Богу.

— А в девятый? — спросила баба.
—  В этот день Ангелы показывают душе различные обители святых и красоту  рая. И душа люто страждет, что не восхотела она на земле добрыми делами  уготовить себе жилище праведных...

В это время пьяный мастеровой в зеленой фуражке и с сивой бородою с тоскою спросил старика:

— А как же пьяницы? Какова их планида?
—  Пьяницы Царствия Божия не наследуют! — отрезал старик, я он мне сразу  не понравился. Все стало в нем ненавистно, даже усы его щетинистые и  злые. Мне захотелось высунуть язык старику, сказать ему "старый хрен",  но в это время заплакал пьяный мастеровой:

— Недостойные мы  люди... — всхлипывал он, — мазурики! И за нас-то, мазуриков и  сквернавцев, Господь плакал в саду Гефсиманском, и на крест пошел вместе  с разбойниками!..

Мне захотелось подойти к пьяному и сказать ему словами матери: слезы да покаяние двери райские отверзают...
Старик  посмотрел прищуренным вороньим глазом на скорбящего пьяницу,  облокотившегося на чей-то деревянный крест, и сказал как пристав:

— Не нарушай общественной тишины! Не мешай людям слушать... греховодник!

...В  течение тридцати дней душа водится по разным затворам ада, а за сим  возносится опять к Богу и получаем место до Страшного Суда Божия...

И  почему такие хорошие святые слова старик выговаривает сухим и злым  языком? — думал я. — Вот мать моя по-другому скажет, легко, и каждое ее  слово светиться будет... Выходит, что и слова-то надо произносить  умеючи... чтобы они драгоценным камнем стали...

Мимо меня прошли две старухи. Одна из них, в ковровом платке поверх салопа, говорила:

—  Живет, матушка, в одной стране... птица.. и она так поет, что, слушая  се, от всех болезней можно поправиться... Вот бы послушать!..

Время  приближалось к сумеркам, и Радуница затихала. Все реже я реже слышались  голося песнопений, но как хорошо было слушать их в эти еще не угасшие  пасхальные сумерки.

— Христос Воскресе из мертвых...

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Радоница трад. отмечается на 9-й день, во вторник после Пасхи, в Фомину  неделю. Это поминовение происходит на основании воспоминания о сошествии  Иисуса Христа к душам умерших в преисподнюю.
Этот праздник было  известен ещё в до-Христианском периоде славян. Рад- уница, рад - оница,  радов - ница (корень радоваться, радость), как праздник обновляющейся  весной природы после длительной зимы. Воскрешение природы соединяется и  ассоциируется с воскресением и усопших и их освобождением от уз ада.
Также,  раньше в старину Радоницу еще называли Навием днем, что в переводе с  древнеславянского – навий – мертвец. На Радоницу во всех храмах проходят  заупокойные богослужения.

Свт. Иоанн Златоуст говорил об этом дне вот что:

Для  чего Отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня  собираться вне города и на этом именно месте? Сегодня Иисус Христос  сошел к мертвым, потому здесь и собираемся мы, потому и самое место это  называется кладбищем».
«Постараемся, сколько возможно, помогать  усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о  них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и  нам получить обетованные блага.

Однако:
На  Радоницу люди семьями шли на кладбища, на могилы своих близких и  родных. Усопших родных оплакивали, переживая еще раз их потерю,  вспоминали их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во  время своей земной жизни, вспоминали всё лучшее в них что было при  жизни... беседовали с ними.
После оплакивания, начиналась  поминальная трапеза пришедших на могилу и приглашенных умерших на нее.  На этой трапезе присутствовали различные угощения, обычно это были яйца,  блины, пиво, вино. Далее с усопшими прощались, оставляя на могилах  какую-то часть от принесенных угощений.
В советские времена завелся и другой обычай - распивать водку и оставлять её на могилах.

Хотя  Православная Церковь категорически не приветствует распитие на могилах,  оставление пришедшими стопку водки или какой-нибудь еды рядом с могилой  или на могиле, и особенно не допускает разливание водки на могилу  усопшего, этим чисто языческим возлиянием оскорбляется Бог. Это  мерзость!
Само по себе кладбище должно являться священным местом, ибо  на нем покоятся тела умерших, наших близких, до их Воскресения. И  соответственно, могила является местом будущего Воскресения умершего.
Увы! Нынешние кладбища осквернены телами богоборцев и безбожников.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened